Путеводитель автомобилисата по Литве (автор: Антон Глобус)
Дополнение Фоторафии
Надеюсь,что Вам будет интерестно.
Я страдал, мучался целый месяц, разрываясь между трудовым процессом и данным опусом.
Хочу сразу сказать - это был наш первый опыт выезда в Прибалтику, со времен распада нашей "великой и могучей". Потому многие вещи казались нам странными и удивительными, особенно это касалось получения виз, прохождения границ и т.д. Зато впечатлений:. :0)
В автопробеге участвовали: я, моя жена и конь - ВАЗ 21099 (2000 г.в., пробег 47500)
Подготовка в Москве
Сначала мы хотели воспользоваться одной из многочисленных тур фирм предлагающих отдых в Литве. Обойдя несколько фирм, посмотрев, что и почем они предлагают и, почитав отзывы бывалых на авто.ру, мы поняли, что поехав дикарями, мы сэкономим немало денег и приобретем возможность посмотреть всю Литву, а не сидеть на одном месте.
Для получения визы в Литовском посольстве в Москве не обходимо иметь загранпаспорт (действительный на три месяца вперед), одну фотографию 3х4 см. и приглашение. Если приглашения у Вас нет, то нужно иметь подтверждение своей платежеспособности, исходя из суммы 40 баксов в день на человека. Таковым подтверждением являются либо выписка из банка, в котором у Вас открыта пластиковая карта, либо "тревел чеки" (Американ Экспресс, Томас Кук и т.д.) на необходимую сумму.
Мы воспользовались тревел чеками и не пожалели, т.к. вроде это не деньги, не страшно их потерять, а с другой стороны в любом крупном городе их можно обменять на любую валюту. Потери при операции около 2%, что приемлемо.
На посольство у нас ушло: два часа на подачу документов (мы пришли в 8.30 и были 59-ми по счету) и полчаса на получение их через неделю.
Машина прошла очередное ТО у Юлекса. Вся остальная подготовка свелась к наклеиванию овала с буквами RUS и запраке бензином "под горлышко".
Дорога Туда
Стартовали мы в 8 утра 29 июля. Через весь город выехали на Минское шоссе (М1), мелькнул перечеркнутый знак "Москва" и мы вышли "на трассу. Шел мелкий дождь, хотелось спать, но я старался держать не меньше 120 км/ч, а в отдельные моменты разгонялся до 140-150 км/ч. Первая остановка была под Смоленском, где мы остановились на дозаправку. Дальше, свернув на А141 в сторону г. Рудня, ушли с Минского шоссе.
Мы решили ехать не через Минск, а через Витебск - Полоцк - Глубокое и переходить границу в п.п. Лаворишки. На мой взгляд, выбор правильный, т.к. на этой дороге напрочь отсутствует ДАИ и народу на границе явно меньше.
Граница России с Беларусью практически прозрачна. Сразу после ее пересечения нужно остановиться и купить страховку ГО за 5 баксов или 124 рубля. Ее проверяют все кому не лень в Беларуси. Ее отсутствие грозит штрафом в 200 грин.
Сразу после границы за руль села жена и через полчаса :. Купила первую полосатую палку под Витебском. Вместо 90 км/ч мы ехали 117 км/ч и после обсуждения этой проблемы с двумя милыми ребятами разошлись друзьями - за 100 российских рублей. Дальше, до самой границы с Литвой, мы шли без приключений. Границу прошли за 2,5 часа. Очередь была машин в 40-50. В основном это были литовцы, ездившие к своим родственникам в Беларусь на выходные. Белорусские "друзья" хотели взять с нас 20 грин за транзитный проезд по их территории, но получили только 10 и остались этим довольны. Литовцы денег не хотели и пропустили очень быстро.
Примерно через полчаса мы подъезжали к Вильнюсу:
Вильнюс
К моменту въезда в город, красная лампочка вопила об отсутствии бензина уже километров 40-50. Это меня нервировало и на первой же заправке я пошел договариваться о покупке топлива. Беда была в том, что лит у меня не было, а были лишь рубли и баксы. Почему-то, из прочитанного в инете у меня сформировалось впечатление, что литовцы принимают баксы с большой охотой. Так вот - это не так. Баксы меняют ТОЛЬКО в банках или обменных пунктах. Иногда, крайне редко и после долгих уговоров, баксы могут взять в кафе или как оплату за сувениры или частное жилье на курортах. По этой причине, нам пришлось ехать через весь город (без карты!) к вокзалу, где находится единственный работающий обменник в воскресенье вечером. Нам очень помог таксист, который после нашего вопроса: "А где вокзал?", сказал - "Давай за мной!" и втопил со всей литовской дурью. Колесить на 99-ой по узким улочкам незнакомого города, за таксистом на Пассате - развлечение еще то! Поменяв доллары по курсу 3,98 лит за 1 бакс, мы сразу купили карту и бензина на ближайшей бензоколонке. Бензин принято сначала налить, а потом заплатить за него. Но чтобы глупых мыслей не возникало рядом с колонкой есть наклеечка типа "улыбнитесь, полиция вас снимает на камеру". Бензин дорогой - от 20 до 22 рублей за литр, при этом разница между 92 и 95 около 80 копеек. Дороже всего бензин в Ниде (на Куршской косе), а самый дешевый около крупных городов, на шоссе. Все колонки сделаны по принципу наших ВР, т.е. платишь внутри магазинчика с сопутствующими товарами. Очень часто рядом кафе, шиномантаж и туалет.
Дальше мы поехали на поиски места для ночевки. Нам хотелось снять номер в гостинице недалеко от центра города и не очень дорого. После полуторачасового прочесывания города выяснилось, что дешевле всего остановиться в гостинице рядом с вокзалом (прямо напротив Макдональдса). Двухместный номер с душем и туалетом стоит 25 баксов + 3 бакса за охраняемую стоянку рядом с гостиницей. А вообще номер в гостинице в центре города стоит от 50 до 300 грин.
Очень помогает разница Московского и Литовского времени - мы поселились в гостиницу в 23.30 по Москве, а вдруг - бах! И снова 21.30. Поэтому все кафе были еще открыты и мы замечательно поужинали (куча мяса и пива) на :. 280 рублей на двоих! Попробуйте так в центре Москвы! :0)
О пиве надо сказать отдельно. В Литве варят четыре основных сорта: Utеnos (Утенское- город такой есть), Shvituris (маяк), Ragutis и Kilnepilis (названия написаны не по литовски - букв нужных не хватает). Утенос больше распространен в восточной и северной части страны, а Швитурис на побережье и на юге. Рагутис и Килнепилис встречаются реже. Все сорта бывают как бутилированные (от 14 до 25 рублей за пол-литра), так и в разливном виде (от 18 до 40 рублей за кружку пол-литра). Практически везде к пиву продаются "сухарики" - белый хлеб обжаренный во фритюре с чесноком. О вкусе пива говорить бесполезно, скажу только, что по приезде в Москву пить наше пиво (Мельника, Бочку и т.д.) не могу - кое-как выручает Балтика ?8 "Не фильтрованное".
Утром, мы побродили по городу, залезли на гору с башней на вершине, выпили пива в кафе и рванули в сторону моря.
Неринга
Шоссе Вильнюс-Клайпеда - это 300 км. Отличного асфальта по 2 полосы в каждую сторону с разделительной посредине. Через каждые 10-20 км. Встречаются заправки, кафешки и просто стоянки для отдыха. Ограничение скорости 130 км/ч. Когда как на остальных дорогах 90 км/ч, а в городе 60 и местами 40. Практически все едут эти самые 130 км/ч. Редко проносится кто-то "крутой". Их вообще мало. Нет навороченных джипов (правда не навороченных тоже нет - бензин дорог), нет 600-х Мерсюков, 7-х Бэх и Ауди А8. Новых машин вообще мало, а те, что есть - корейцы. В основном по дорогам ездят Гольфы 2-ой и 3-ей серии (наверно 50% всего автомобильного парка), прочие Фольцвагоны, Опеля, древние Мерсюки и Бэхи. Значительно меньше японцев и шведов. Американцев видели пару-тройку раз. Все это "счастье" от 83 до 93 года выпуска. Из советских машин встречаются копейки, трешки и шестерки. Удалось так же найти несколько Нив, Ижей, Москвичей 2140 и Запорожцев. Переднеприводные ВАЗы (2108, 2109) - все с коротким крылом, т.е. до 1991 г.в. - есть только у полиции. ВАЗ 21099 нет вообще и потому в Вильнюсе народ живо интересовался нашей машиной, а один мужик спросил: "Это девятка или десятка?"
Правда, два раза мы видели автовозы с 2110 на борту, но куда они шли было не ясно.
Вообщем, до Клайпеды мы добрались за 2,5 часа. Перекусили в Баре "Черная кошка-2" (прямо напротив старого порта - настоятельно рекомендую) въехали на паром. Стоимость парома около 10 грин и еще по 40 центов с каждого пассажира.
Неринга считается :. населенным пунктом. Но "размазан" он на всю длину литовской части Куршской косы (около 50 км) и состоит из города Нида и трех поселков: Юодкранте, Пярволка и Прейла. Изначально, мы планировали поехать в Ниду. Но, познакомившись на пароме с бывалым путешественником из Москвы - Андреем Дубовым (спасибо ему большое!) и он порекомендовал нам поселок Юодкранте. Более того, он познакомил нас с владелицей сувенирной лавки в этом поселке, которая быстренько организовала нам прекрасную квартиру для проживания. Три комнаты (две спальни и гостинная-кухня) с евроремонтом в пентхаусе жилого четырехэтажного дома обошлась нам в 20 долларов в сутки, что достаточно дешево по тамошним меркам.
Сам поселок тянется километра на три вдоль побережья со стороны залива. С прошлого года набережная "оделась" в гранит и теперь она основной маршрут гуляния отдыхающих. В каждом доме на набережной, либо кафе, либо прилавок с холодильником по продаже "жувис"", т.е. копченой рыбы. Ее ловят рано утром, коптят и в 10 утра уже продают. В ассортименте угорь, лещ, судак, окунь. Все это со специями - очень вкусно, хотя немножко солоновато, как нам показалось. Интересно то, что во многих окошках где продают рыбу наклеены опознавательные знаки "Мастеркад-Еврокад", "Американэкспресс" и т.д. Т.е. покупая рыбу у рыбака можно расплачиваться пластиковой картой.
Из достопримечательностей - "Гора ведьм". И, правда - гора, поросшая лесом. Идешь по дороге, которая вьется по склону, и то справа, то слева стоят деревянные скульптуры ведьм, чертей и прочей нечисти. Все сюжеты взяты из литовских сказок, легенд и прочего эпоса. Все фигуры сделаны в период с 1979 по 1999 года художниками со всей Литвы. "Иметь" свою фигуру на горе почетно для литовского скульптора.
Чтобы выйти к морю, нужно перевалить через эту самую гору и вот она - Балтика. Море в этом месте достаточно бурное, но чистое и теплое (для Балтики). Любимая развлекуха отдыхающих - скакать в волнах - доставляет массу удовольствия и забирает все физические силы. А потом можно валяться голышом на песке, а можно собирать янтарь на линии прибоя, а можно:.. Э-э-э-эх::
Хотя в нашей квартире была "кухня", готовить самим нам в голову не приходило. Обедали-ужинали мы в маленьких ресторанчиках, которых там до фига. Полный обед с первым, вторым и пивом стоит около 50 лит (400 рублей). Максимум нам удалось наесть на 80 (640 рублей) :0).
Один раз ездили в Ниду. Не понравилось. Народу много, цены выше, развлечений мало и дорого. Интересен костел и старое кладбище при нем. Оказывается, литовские рыбаки не ставили крестов на могилу, а ставили нечто вроде резных досок от русских прялок, при этом со стороны ног. Дабы если мертвому понадобится встать - ему было удобно руками взяться и помочь себе. Заботливые:. :0).
В Ниде мы имели единственный, за всю поездку, конфликт с литовской полицией. Поставив машину не на паркинге, а во дворе, за магазином, мы отправились гулять. Мне, московскому водителю, в голову не могло придти, что у кого-то, в здравом уме, могут возникнуть претензии к парковке моей машины в этом месте. Но, вернувшись, обнаружили блокиратор на колесе и наклейку на стекле с предложением позвонить 02 и вызвать полицию или заплатить 500 лит (4.800 рублей) за самовольное снятие оного. Экспериментировать не стали, а позвонили в полицию и попросили приехать. Вообщем, мы пытались доказать, что там не было запрещающих знаков и догадаться, что стоять тут нельзя мы, тупые иностранцу, никак не могли, а они нам, что не было разрешающих знаков, а туту заповедник и стоять ваще низя. И так полтора часа. Сначала на месте, а потом в участке в присутствии комиссара полиции. В результате комиссар сам съездил на место, после чего мне был предложен компромисс. Я плачу "за снятие блокиратора" - 43 лита (344 рубля), т.к. этот квиток я уже подписал (без этого мы бы не смогли доехать до участка - они отказывались снимать блокиратор). А вот штраф на 110 лит (880 рублей) они забирают себе и ко мне больше не пристают. На том и порешили. Вывод - с полицией можно аргументировано спорить, особенно если чувствуешь, что прав, а тебя "разводят на бабки".
Еще на Куршской косе обязательно стоит посмотреть и походить по дюнам. Кучи песка, слегка поросшие травой, ветер, море:.. - неописуемое зрелище. Мы бродили часа два и вымотались здорово. Правда, самая большая дюна (8 км. на 2,5 км.) расположена ближе к Калининградской обл., но мы туда не поехали.
Забегая вперед скажу, что Куршская коса понравилась нам больше всего в Литве. Лучшего отдыха там не найти.
Паланга, Каунас, Тракай.
Поездка по этим городам заняла у нас всю следующую неделю.
Паланга нам не очень понравилась. Очень много народа, шумно, не очень чисто. После тишины и пустоты пляжей Неринги нам казалось, что мы попали в Сочи в разгар сезона. Кстати, параллелей с Сочами достаточно много.
Мы совершили большую ошибку пытаясь снять гостиницу ближе к центру. Зачем нам это понадобилось? - счас я вообще этого не понимаю. Вообщем, мы умудрились снять номер в гостинице выходящий одним боком на центральную улицу Паланги. Жизнь там кипит и бьет ключом. Единственное утешение в том, что ровно в 12 ночи все стихает. Все кафешки закрываются, певцы и музыканты расходятся. Паланга легла спать.
Один день мы посветили осмотру Паланги. Безусловно, достоин внимания ботанический парк с музеем янтаря в центре оного. Все очень красиво, познавательно и главное - остались еще пояснения на русском языке. Количество кафе и ресторанов превышает все разумные пределы. Практически в каждом (в центре) по вечерам звучит живая музыка - от русского блатного шансона до очень не плохого джаза. Вообще, с музыкой в Литве забавно. Все радиостанции передают или литовскую музыку, либо западную вперемешку с литовской. Из русскоязычных радиостанций есть только "Русское радио". Но в кабаках, в основном, звучит российская попсятина. Реже - западные хиты. Литовской музыки я не припомню :0)
А вот с сувенирами как-то уныло, куча прилавков, но все очень однотипно, не интересно и дорого. Лучше их покупать в других местах (Юодкранте, Каунас, Тракай)
Вечером послушали в одном из кафе двух девушек исполнявших репертуар из западных хитов 80-х годов - очень недурственно! А утром, встали пораньше и, взяв в аренду пару велосипедов, поехали в Швинтое. Это маленький курортный городок в 20 км. от Паланги и в 10 км. от границы с Латвией. Аренда велосипеда в Паланге стоит в час 5 лит (40 рублей) или 25 лит на сутки (соответственно 200 руб.), по сравнению с Куршской косой (8-10 лит в час) - это дешево. Велосипеды не плохие, но надо придти пораньше и выбрать, т.к. многие уже убиты отдыхающими-чайниками.
В самом Швинтое ничего интересного нет, а вот дорожка до него приятная и красивая. По пути и туда, и обратно - искупались, отметив, что море - мельче, пляж -грязнее, народу - больше, солнце - тусклее. Ну, вы уже поняли, что нам в Паланге не понравилось :0)
В Каунас мы приехали под вечер и долго не могли найти гостиницу. Только купив карту в одном из дорогих отелей (60 долларов за ночь) и пообщавшись там же с милой девушкой, мы нашли "мотель". Нам бы такие мотели! Суперотремонтированный номер, с кондеем, новейшей сантехникой, огромной "даблбэд", телевизором и минибаром нам обошелся всего в 100 лит (25 долларов)! После полумертвого номера в Паланге за эту же сумму, этот номер нам показался просто сказкой. Плюс охраняемая стоянка рядышком и неплохой ресторанчик тут же.
Утром пошли осваивать город. Точнее доехали до самого центра, бросили машину и пошли гулять. Старый город с узкими улочками и черепичными крышами просто сказочен. Часов в 12 дня пошел дождь, но впечатления от Каунаса только приобрели от этого некую загадочность и обаяние.
В этом городе очень много магазинчиков и в одном из них супруга воплотила в жизнь свою мечту - купила кучку шмоточек, которых в Москве не продают. Магазинчик, на поверку, оказался неким датским бутиком, соответственно и шмоточки тоже датскими - должен признать очень милыми и совсем не дорого по нашим меркам, т.к. в тот момент у них была 50% распродажа.
К сожалению, время нас уже поджимало и нам не удалось побродить по Каунасу в свое удовольствие. Но большую часть сувениров мы купили все же там.
Следующим пунктом программы была дорога до Тракая и поиск ночлега в нем. Т.к. с шикарным шоссе Каунас-Вильнюс (Тракай по дороге, ближе к Вильнюсу и чуть с боку) мы были хорошо знакомы, то мы решили проехаться по "простым" литовским дорогам и поехали в объезд, через Пренай. Везде отличный асфальт, красивые виды и спокойные водители. Вся дорога 2-х полосная, с четкой разметкой и знаками и указателями. Ближе к Вильнюсу на встречу стали попадаться всякие "крутые", спешащие видимо на дачи (это была пятница) и потому иногда фигачищие по встречке.
Тракай - это древняя столица Литвы. С большим, красивым замком, находящимся на острове. Во время войны замок был здорово разрушен, потом в 50-е года частично восстановлен и, наконец, в 70-90е полностью достроен, покрыт черепицей, залакирован и помещен под стекло.
Переночевать можно в гостинице, недалеко от замка (самый дешевый номер 240 лит - 60 баксов) или на спортивной базе гребцов (или пловцов?) в 5 минутах езды от замка (2-х местный номер средней паршивости 60 лит - 15 грин).
Мимо Тракая не пролегает ни один из местных туристических маршрутов и потому добрый совет - постарайтесь посетить его в будний день. Иначе будете затоптаны кучей туристов как местных, так и приезжих издалека (нас топтала группа корейцев).
Перед мостом, ведущим на остров, стоит куча продавцов всяких сувениров и янтаря. Там можно купить янтарные бусы на полкило живого веса стоимостью 12 лит (4 доллара) и продавец даст голову на отсечение, что это настоящий янтарь - "просто не обработанный" :0). При этом рядом будут лежать невзрачные бусики с 5-10 камешками за 40-80 литов:. Видимо туристов это не настораживает. Мы купили янтарь на Куршской косе и местные поделки нас не интересовали. А вот всякие глиняные безделушки - выше всяких похвал.
В самом замке большой краеведческий музей, кое-где сохранились пояснения по-русски. В местном ресторанчике мы купили классную глиняную кружку, предварительно выпив из нее пиво. Персонал ресторана долго мялся, не решаясь назначить цену - в результате сторговались на 10 лит.
Посмотрев и полазив там везде, мы отправились в сторону Вильнюса.
Путь обратно.
Было уже около часа дня, когда мы въехали в Вильнюс. А по нашему первоначальному плану мы хотели в этот день еще пройти таможню, проехать всю Беларусь и доехать до города Великие Луки, чтобы там переночевать. Потому было решено не обедать в Вильнюсе, а купить продуктов и поесть в дороге. Что мы и сделали в огромном магазине с названием "HiperMaxima" . Московский "Рамстор" отдыхает. По сравнению с Гипермаксимой это просто продуктовая лавка. Ну, может, большая продуктовая лавка. Но суть не меняется, в Гипермаксиме есть и куча еды (всякой разной), и товары "народного потребления" - включая запчасти для авто, товары для садоводов, одежду, спорттовары и т.д. и т.п. Мы купили килограмм шашлыка (шампуры были с собой в машине), всяких оливок-помидоров и кучу пива для московских друзей.
Вырулив из Вильнюса, мы взяли курс на погран. переход в Лаворишках, чтобы дальше поехать на Полоцк и далее на Себеж.
У таможни опять была очередь - машин 15-20. Все с красно-белыми номерами. "Белорусы - домой едут" - подумали мы. И только разговорившись с мужиками в очереди я "открыл для себя мир". Оказывается литовские транзиты выглядят практически идентично с белорусскими гос. номерами. И все эти машины были сегодня куплены на авторынках в Клайпеде, Утене или Вильнюсе и гнались в Питер на продажу. На нашу робкую попытку пролезть без очереди таможенники отреагировали негативно и мы перестал дергаться, т.к. неспешная и праздная жизнь в Литве нас расслабила и сделала добрее :0) За часа полтора прошли литовскую таможню (без приключений) и подъехали к Беларуси. Я хотел проверить одну фишку, которая, по утверждению некоторых, позволяет избежать платы в 20 грин за транзитный проезд по Беларуси. Фишка состоит в том, что ты в декларации пишешь, что едешь не транзитом, а просто въезжаешь в Беларусь. Жить. Например, в Витебске. В этом случае никакого транзита нет и потому плату брать вроде как не за что. Не знаю:. Может у кого-то это прокатывало, но на меня посмотрели как на идиота и сказали, что если я россиянин, то когда-нибудь я точно выеду из Беларуси - это-то и будет транзит - "Денег давай!" Я не стал брыкаться и по прежней схеме получил штамп в бумажку за 10 баксов не просивши чек.
Вообщем, на прохождение таможни ушло 2 часа 40 минут, что является средним результатом для этого вида спорта.
Пройдя по трассе километров 100-150 мы поняли, что голод все же добрался до нас и свернули наобум в лес. Попрыгав по кочкам метров 500 мы выехали на маленькую стояночку на берегу лесного озера. К сожалению, на моих картах оно безымянно, и я до сих пор не знаю как оно называется :0( Может кто подскажет? Находится оно на самой границе между Минской и Витебской областями, слева от дороги если ехать на Полоцк.
Это был один из прощальных аккордов нашего отпуска. Теплая, чистая водичка, лес полный грибов, столик со скамеечками на берегу озера, вкусный литовский шашлык - ээээх:. Три часа пролетели как одна минута и мы поняли, что если мы не хотим здесь ночевать, то надо двигать.
Двинули. И тут же поняли, что если действовать по плану, то в Великих Луках мы будет часа в четыре ночи (т.к. прибавятся еще два часа разницы во времени). Было принято волевое решение - ночевать в Беларуси. А именно в городе Полоцк - самом крупном на нашем пути.
Полоцк - это вам не Каунас. Там указателей нет и не было. Но, в конце концов, мы выехали к улице на которой, по свидетельству аборигенов, находилась гостиница. Единственная проблема заключалась в том, что над ней висел кирпич с табличкой временного ограничения "6.00-24.00 по выходным дням" . Я взглянул на часы - 23.53 по Москве. Плутать по Полоцку в поисках объезда мне не хотелось и, сказав про себя: " Ну и фиг с ними!" - я ломанулся вперед. Есссссстественно, что в конце улицы была площадь, на ней гостиница, а около нее:. ага, они - ДАИ во всей своей красе. Выходя из машины, я уже начал говорить, что "мужики- вы-что-ей-богу-на-моих-уже-двенадцать-ноль-три" Но ДАИшник осадил меня в самом начале: "У тебя время какое на часах?" - "Московское" - "А-а-а! Молодец! А надо бы - наше, белорусское! У нас пока 22.57 !" Оказывается разница с Беларусью во времени у нас на час! Я понял, что погиб и меня счес обдерут как липку. Но случилось чудо! Посмотрев документы и страховку (обязательно!) ДАИшник с вздохом сказал: "Будьте осторожнее!" и отдал мне документы. Оправившись после кратковременного шока я поинтересовался: "Ребят! А по Полоцку ночью можно гулять?" ДАИшник критически осмотрел меня, глянул в сторону машины с женой и произнес задумчиво: "Можно:. По этой площади:. Пока мы тут стоим:.. А потом - лучше не надо!" Я все понял и быстрыми перебежками рванул к гостинице.
Гостиница в Полоцке - это что-то! Сталинское задние с колоннами, эркерами и прочей бижутерией, плюс перманентный ремонт на протяжении последних 10 лет. Флегматичная тетя, на мой вопрос о двуместных номерах, изучающе на меня посмотрела и спросила:
- "А вы откуда?"
- "Из Москвы!" - радостно поведал я.
- "А-а-а-а! Тогда двойной тариф"
Я не понял хода ее мысли, но мне было уже все равно. Тем более, что "двойной тариф" обошелся мне всего в 12 долларов с "отсрочкой платежа" до утра, т.к. местных фантиков у меня не было, а брать рубли или баксы тетка отказалась.
Номерок оказался так себе, но могло быть и хуже. Утром постарались сбежать из него пораньше и пошли на местный рынок - поменять деньги на местный эквивалент. Первые же милые тетушки, которые торговали фруктами, поменяли нам 500 рублей на груду мятых бумажков. Этой суммы нам хватило, чтобы заплатить за гостиницу и купить себе еды на завтрак и в дорогу (на обед).
На рынке и в магазине нам не понравилось. Ощущение, что мы вернулись в 1993-94 годы преследовало нас повсюду. Дороговизна привозных продуктов, убогость местных (такой вареной колбасы я не видел со времен застоя), голодный блеск в глазах местной молодежи бритой "под ноль" и обшарпанность жилищ: Короче, грустно.
Выехав из Полоцка, мы взяли курс не на Витебск (как ехали туда), а на Себеж, чтобы выехать на Рижской шоссе и вернуться в Москву по нему. Дорога до границы с Россией нормальная, но перед самой границей резко портится и к русскому КПП подъезжаешь уже по колдобинам. Белорусскую таможню проехали без приключений, таможенник проверил лишь наличие страховки. А вот родная Россия принимать нас обратно не спешила. Сначала мы минут пять ждали у опущенного шлагбаума, потом подошел некий товарисч в камуфляже и выдал половинку приходного ордера с неразличимой печатью и открыл шлагбаум. Что делать с бумажкой он не сказал, но сам вид приходного ордера намекал, что сейчас будут хотеть денег. Прямо на территории погранпоста мы заправились, т.к. я "тянул" по Беларуси на последних каплях, и никуда не заходя ломанулся к следующему шлагбауму. Тамошний мужик потребовал от меня печать таможни и печать экологов, а если их нет, то" я человек маленький и пропускать не веленно!" "Ладно! Хрен с Вами!"- подумал я и пошел в будку с надписью "Таможня". Внутри толкались несколько человек, но я не стал вставать в очередь, а сразу заперся в отсек к таможеннику. Молодой парнишка без звука поставил мне печать и только потом пошел посмотреть машину. Осматривал он ее с расстояния 10 метров и поинтересовался куда (а не откуда!) я еду. Мой ответ: "В Россию!" поверг его в задумчивость и он отбыл в будку попутно сказав: "Ну, Вы еще зайдите к экологам". Экологов на этом погранпереходе представляла грудастая тетенька с "вавилонами" на голове. Я зашел когда она проводила беседу с водителем Опеля, стоящего рядом с моей машиной:
- Чтобы проехать Вы обязаны уплатить экологический сбор.
- За что?
- Вы будете проезжать по дороге, которая располагается возле Себежского национального заповедника.
- Мда:.. А сколько?
- 70 рублей.
- Да Вы что?! За что такие деньги?
И тут тетка допустила тактическую ошибку:
- Ну, машина у Вас наверняка без катализатора:.
- У меня - ОПЕЛЬ! Он с катализатором! И вообще: - мужик протянул свою бумажку и тетка, поколебавшись минуту, шлепнула ему штамп.
Я тут же подсовываю свою бумажку и грозно смотрю на тетку. Толи не захотев со мной спорить, толи устав от предыдущего разговора шлепнула печать и мне. Так что, моя тщательно подготовленная речь о незаконности любых местных поборов и сборов после введения единого налога с продаж на территории РФ. Весь мой запал пропал зря, а я так надеялся на хороший скандал! :0)
Дорога от границы до Рижского шоссе так себе. Есть даже кусок грейдера километра на полтора. Зато потом:. Более менее ровный, достаточно широкий и главное - совершенно пустой Рижак доставляет удовольствие от езды.
Последним кусочком "отпуска" была небольшая остановка в местечке Алоль. Это группа озер на шоссе Киев-С.Петербург (в сторону от Рижака около 30 км.). Сосновый, "прибалтийский" лес, торфяное озеро и куча брусники. За два часа мы искупались, пожарили белорусские сосиски, насобирали брусники и выкопали два маленьких можжевельника для посадки на даче.
Где-то в 17.00 мы вышли на финишную прямую: Великие Луки-Москва. Ехали быстро, но с остановками - брусники купить, бензина залить, в кустики сходить: Сразу после Нелидово нам пришлось купить вторую, за всю дорогу, полосатую палку. Правда, деланно это было под честное слово "продавца", что дальше, до самой Московской области, "распродаж" больше нет. Что характерно - не обманули!
При везде в Московскую область скорость резко пришлось скинуть - начался дождь и дачники. К дому мы подъехали в 23.00, пройдя последний кусок со средней скорость в 100 км/час. Отпуск кончился и кончилось наше удивительное путешествие в Литву.
Итоги
Сожжено - 242 литра бензина (в основном 95-го).
Средний расход - 7.72 л/100 км.
(наверное, не плохо для карбюраторного авто, учитывая, что в РФ и РБ "тапка" была утоплена в пол)
Истрачено - около 950 долларов. Из них: Бензин - 104 $ Еда - 280 $ Жилье - 330 $
Наша машина в очередной раз доказала, что на ВАЗах запросто можно ездить на дальние расстояния.
А при небольших доработках "зубилка" обеспечивают должный комфорт водителю и пассажирам.